Начался олимпийский, 1972, год, наверное, все понимали, что подготовить команду по гребному слалому с нуля до международного уровня за два года - совершенно нереальная задача. Возможно, поэтому возникло решение послать на Олимпийские игры в Мюнхен всего двух человек, тогда ведь не требовалось ни лицензий, ни квот. Александр Чайка продолжает рассказывать об истории вида спорта в стране.
Не секрет, что спортивная жизнь скоротечная – всего несколько лет, а потом остается на долгие годы самым твоим ярким переживанием, может быть, лучшими днями жизни… И, как бывает досадно, что в эти дни мог бы достичь большего, но не сумел по причинам совсем от тебя не зависящим. Как говорится, поезд ушел, и уже другие воды омывают берега.
В начале 1972 года никаких туч еще не наблюдалось.
В один из первых весенних дней 1972 года, 4 марта, начался двухнедельный сбор в Пицунде.
1972 Пицунда Редкое удовольствие
Тренировались на Бзыби, в месте впадения в нее реки Геги. Каждое утро на автобусе мы ехали в горы вдоль реки, то и дело, ныряя в туннели. Дорога узкая, грузин за рулем не снижает скорость, не заботясь о встречных машинах, как оказалось, опасения эти были не напрасны. В 1979 году в Грузии чуть не погибла вся команда, вместе с тренером, от столкновения автобуса с бензовозом. Однако об этом рассказываю в другой истории.
Тбилиси 1979. Столкновение с бензовозом.
Тогда просто плотнее вжимаешься в кресло и любуешься рекой. Вода в марте прозрачная, струится меж камней, зеленоватая, словно бутылочное стекло. Горный воздух чист, свеж и влажен. После тренировки выйдешь на берег, от мокрой одежды идет пар, но стоит зайти в тень от горы, в двух метрах сразу чувствуешь мартовский холод.
На Геге, апрель 72г. Чайка А.
Команда разбилась на группы: байдарку вел тренер И.А.Апокин, а каноистов - В.П.Лютвинский, грузины тренировались отдельно.
К концу сбора потеплело, начала прибывать вода. А в апреле, когда там же следовал второй сбор, с 7 по 21 в Алахадзы, вода поднялась уже настолько, что на Бзыби был сплошной коричневый поток, а мелководная Гега превратилась в ураган.
Бзыбь 72
На этот сбор я опоздал и когда приехал, навстречу с тренировки шли израненные "гладиаторы", побитые колени и локти прикрывали бинты и пластырь, у столовой - груда разбитых лодок.
Табак и Нинка. Гега 72
За опоздание пришлось выслушать нагоняй от Пиняева, Лютвинский же сказал:
- Переодевайся, иди на море, отрабатывай эскимосский переворот!
Затем, повернулся к Жукову:
- Толя, поделишься лодкой для Чайки?
Жуков выдержал красноречивую паузу, затем сказал:
- Лодку дам!
В таких случаях щедрость дорогого стоит. Жертву я оценил и лодку берег. В эти дни на Гегу ходили уже только добровольцы. На построении раздавалось:
- Кто на Гегу, шаг вперед!
Вышли Лютвинский, Школьников, Казимиров, Дзиговский, я (из упрямства). К тому времени уже покалечился Владимир Табачников (Батя). После переворота он застрял в "бочке" (такой водоворот за камнем), в это время лодка другого экипажа, полная воды, свалилась на него сверху. Удар пришелся в лицо, рану зашивали. Доктор команды заявил, что проблемы ему не нужны, и если Табачников опять перевернется, то пусть его отчислят со сборов!
Отступление. История одной лодки.
Первые слаломные лодки, которыми пользовалась сборная СССР по гребному слалому, были немецкие байдарки и каноэ фирмы Hartung, а также каноэ-двойки из Чехословакии. В.П. Лютвинский вспоминает в своем интервью о первых лодках в Ленинграде. Это были три лодки команды ГДР, которые в 1969 году оказались на пути следования домой в гребном клубе Знамя. Была всего одна ночь, чтобы сделать пластиковую копию, матрицу с немецкой каноэ. Всю ночь кипела работа, правда, успели сделать только днище. На утро немецкие лодки отправили на вокзал, а потом взялись за изготовление своей. Днище проблем не вызвало, а как быть с верхом? Согнули каркас из проволоки, добавили для совершенной красоты обводов две деревянные лыжи и накрыли все пропитанной в полиэфирной смоле стеклотканью. И лодка стала готовой.
Лютвинский В.П., Рощинка 71г
Я видел этого «Наутилуса» в Лосево, в 1970 году! Стеклоткань, похожая на мокрую газету, провисла на проволоке и так затвердела. Проволоки торчали из лодки как ребра на дохлой скотине, но воду лодка держала! На ней гордо ходил в пороге Володя Табачников. Батя перевозил лодку на своем мотоцикле с коляской. У Лютвинского, к тому времени уже появилось «заграничное» каноэ, кажется, из Латвии, такая же неподъемная посудина. Историческая лодка скоро погибла в Лосевских водах, у нее отвалился нос, где пролегали лыжи, но проволока держалась железно.
Жаль, что мы не бережем свою историю. Такую лодку нужно было бы водрузить на пьедестал, наподобие танка Т-34, как памятник первым слаломистам СССР, их мужеству, умению не сдаваться и побеждать!
Чайка А. Лосево 71
Жуков А., Кириченко В.
Лютвинский на заграничном каное
Лютвинский под Жандармом
Рощинка 71