В нынешнем сезоне прошли Игры XXXI Олимпиады, подарившие нам выступление сильнейших спортсменов мира, в числе которых впервые во всех четырёх олимпийских классах гребного слалома были представлены и россияне. Впечатлениями от уходящего сезона в интервью пресс-службе поделился президент Федерации гребного слалома России Сергей Папуш.
- Олимпийский сезон завершился, не могли бы вы подвести его итоги?
- Завершился не только олимпийский сезон, но и подошла к концу вдохновенная, творческая четырёхлетняя работа, которая была проделана с лондонских Олимпийских игр, на пути к тому, чтобы показать как можно более высокие результаты в 2016 году. Пожалуй, можно сказать, что в Рио-де-Жанейро сборная России по гребному слалому выступила достойно, жаль, что не получилось завоевать медали. Действительно, в отличие от предыдущих Игр в Пекине и Лондоне сумели выступить во всех четырёх категориях, причём, завоевали все квоты с первого раза – на чемпионате мира в 2015 году, что уже является большим успехом. В отличие от предыдущих двух Олимпиад в Бразилии наши спортсмены вышли в финалы двух классов лодок – каноэ-двоек и байдарок-одиночек среди мужчин. В Пекине Михаил Кузнецов и Дмитрий Ларионов смогли завоевать бронзовую медаль, то сейчас они были близки к подобному результату, но немного не хватило для попадания на подиум. Надежды на награды в 2016 году были не безосновательны, потому что шла целенаправленная подготовка к главному старту четырёхлетия и слаломисты сборной России вполне могли войти в тройку призёров. К этому олимпийскому циклу мы впервые привлекли иностранного тренера – француза Жан-Ива Шётана, который за это время многому научил наших спортсменов и тренеров. С 2014 года ему начала помогать ещё один наставник – британец Николас Смит. Серьёзно перестроилась работа команды в методическом и психологическом плане, применили новые методики, в частности, стали использовать видеоанализ с помощью программы «Дарт Фиш». Она у нас была и раньше, однако в полном объёме удалось начать использовать относительно недавно. Кроме того, поменялся состав менеджеров, в сборную России пришли молодые, динамичные ребята Наталья Виноградова и Максим Образцов, которые смогли вместе с Шётаном наладить хорошее взаимодействие по обеспечению сборной России на тренировочных мероприятиях и соревнованиях. Хотелось бы отметить и работу доктора команды Дмитрия Роянова. Ход подготовки вселял надежду, что на Олимпийских играх ребята смогут завоевать медали… Очень жаль, что не получилось, но надо понимать – это спорт и многое зависит не только от подготовки, но и везения, а также и других участников, которых было представлено в 2016 году больше 80 человек. Все они также готовились и стремились показать высший результат, эти спортсмены находились не в худших, а в большинстве случаев лучших условиях для тренировок, готовясь у себя на родине, не разъезжая весь год по другим странам. В целом можно много рассуждать на эту тему, но на сегодняшний день мы имеем именно такой результат.
- Помимо основной сборной России сезон завершился и у резервной команды, которая довольно хорошо выступила на первенствах мира и Европы. Что вы думаете о подрастающей смене нынешним лидерам?
- К хорошему очень быстро привыкаешь и мы уже привыкли, что наши юноши и юниоры приезжают с главных стартов своей возрастной категории с медалями. Я могу напомнить, что совсем недавно подобного не было. Так, первую награду на первенстве Европы до 18 лет в 2002 году нашей команде принесли Ермаков и Лакирев в каноэ-двойках. Спустя пять лет вице-чемпионом стал Павел Эйгель в классе байдарок-одиночек, а на следующий год он завоевал «золото». Сейчас же ребята регулярно попадают в тройку сильнейших, что нам очень приятно. Резервный состав от 19 до 23 лет – это именно те спортсмены, которые включаться в борьбу за возможность выступить на Олимпийских играх 2020 года в Токио. Но с другой стороны я не хотел бы, как говорится, летать в облаках, относительно возрастной категории до 18 лет. Среди ребят младшего возраста необходимо как можно быстрее что-то делать, это не только моё мнение, но и старшего тренера резервного состава Николая Козлова, которое основывается на последних результатах. Во многом такое происходит в связи с ростом гребного слалома в мире, причём, не только среди юношей, но и среди взрослых, что показала последняя Олимпиада. К сожалению, несмотря на то, что мы сделали серьёзный шаг в своём развитии, сборная России всё ещё находится в роли догоняющей страны относительно сильнейших команд мира. Поэтому наиболее важно понять все новые тенденции в возрасте до 18 лет. Резервному составу предстоит многое сделать, чтобы перевести эти медали в достойное соперничество на взрослом уровне.
- Кроме международных соревнований 2016 год подарил нам много всероссийских соревнований, были какие-то отличия от предыдущих лет?
- В этом году мы наблюдали переломный момент, который, с одной стороны вызывает положительные эмоции, и, одновременно вызывают критику со стороны регионов. В предыдущие два года у нас настолько увеличилось количество спортсменов на всероссийских соревнованиях, чемпионате России, Кубка страны, что мы были вынуждены ввести квоты на участние. Наш вид спорта можно сравнить с лёгкой атлетикой, прыжками с шестом, ими занимаются по все всей России, однако планку на серьёзной высоте преодолевают единицы. Так и Окуловский слаломный канал, может, он и попроще, чем ведущие каналы мира, но всё равно является достаточно сложным. Тем не менее, число слаломистов, научившихся преодолевать его, значительно увеличилось. Это большой шаг вперёд для отечественного гребного слалома. Становится больше слаломистов, которые могут справляться со сложной трассой Окуловского канала. Это одно из заметных отличий сезона. Хотел бы отметить, что растёт качество проведения соревнований. Например, в прошлом году на чемпионате России у нас был наблюдатель от Международной федерации каноэ, британец Колин Вудгейт. Конечно, он выделил ряд замечаний, но в целом признал достойным уровень чемпионата России. Основной же недостаток - это то, что до сих пор не введён в строй спортсооружение, что заметно отличает наши соревнования от европейских. В целом же наши соревнования с каждым годом улучшаются, становятся всё качественнее.
- В России продолжается строительство слаломных каналов. Что удалось сделать за последнее время в этом направлении?
- Что касается нашего флагмана - канала в Богородском, то в прошлом году серьёзно поменялось руководство компании РусГидро и был некий перерыв между тем, когда предыдущее руководство ушло, а новое ещё не вошло в курс дела. Но наш Попечительский совет во главе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым добились того, что это строительство необходимо продолжать. Предстоят конкурсные процедуры по выбору подрядчика, который продолжит строительство канала. Планируется, что работы завершатся в 2018 году. В Уфе дело тоже идёт гораздо медленнее, чем нам хотелось бы. Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов хотел построить его ещё в 2013 году, но тоже возникли определённые трудности. Сейчас только сдаётся проект в государственную экспертизу, когда она будет пройдена, тогда и встанет вопрос о строительстве. Думаю, что в 2017 году канал может быть построен, потому что он гораздо более простой, нежели в Богородском, там нет насосов, или в Окуловке, где канал сделан на естественном русле реки Перетна.
- Всё это не могло бы происходить без работы Федерации, как бы оценили её действия?
- Думаю, работу Федерации должны оценивать со стороны. Со своей стороны могу сказать, что мы делаем всё возможное, однако не всё зависит от нашего маленького коллектива, да и с финансированием не всё так просто. Что касается, сборной России, то здесь идёт большая интеллектуальная работа. Федерация старается помогать и продвигать все направления, необходимые для гармоничного развития гребного слалома в стране: методики, подготовительный и соревновательный план, принимает окончательное решение. В целом работа идёт нормальная, а оценку должны давать люди со стороны.
- Следующий сезон будет постолимпийский, наверняка многие спортсмены возьмут паузу или завершат карьеру, начнется новая подготовка к следующим Играм. В связи с этим, что ждёте от 2017 года и какие будут первоочерёдные задачи?
- Сейчас об этом досконально ещё рано говорить, пока идёт обсуждение того, как всё должно проходить. Мы пишем подробный аналитический отчёт по прошедшему четырёхлетию и строим планы на будущее, по подготовки к Олимпийским играм в Токио. Необходимые параметры для подготовки команды мы должны заложить уже сейчас, поэтому не хочу забегать вперёд. Наши заслуженные лидеры, те, кто выступал на Олимпиаде или боролись за попадание на Игры, возможно уйдут, и станет меньше спортсменов, которые реально уже сейчас готовятся к олимпийскому отбору. Если в минувшем цикле было больше десяти человек, то сейчас, это буквально по одному слаломисту в каждой категории. Зато центр тяжести сместится на подготовку резервного состава, которому уделим повышенное внимание в ближайшие год-два, чтобы подготовить кандидатов на поездку в Токио. Думаю, ближе к 2019 году они смогут составить конкуренцию сильнейшим атлетам, которые уже сегодня могут претендовать на участие в Олимпийских играх. Это примерный план, он ещё пройдёт необходимую детализацию тренерским советом, президиумом Федерации гребного слалома России и главным тренером. Очень важно снова остановиться на наставнике сборной России, возможно, останется Жан-Ив Шётан. Большинство специалистов склоняются к тому, что он хорошо поработал за это время и хотели бы его видеть у руля команды и дальше. Это предстоит ещё решить и утвердить главного тренера в Министерстве спорта, и, конечно. Вот эти задачи нам и необходимо решить до первого января 2017 года. В качестве первоочередной задачи также стоит проведение отчетно-выборной Конференции.