Максим Образцов считает, что молодежь в 2018 году хорошо себя зарекомендовала
Старший тренер сборной России по гребному слалому Максим Образцов считает, что резервный состав команды в 2018 году сумел хорошо себя зарекомендовать на международных и национальных стартах. Об этом специалист рассказал в интервью пресс-службе Федерации гребного слалома России.
- На международной арене заключительным соревнованием стало первенство Европы, подведите итоги?
- В целом я очень доволен выступлением команды, многие спортсмены смогли прибавить. Я считаю, что наша общая работа: спортсменов и тренерского состава помогла достигнуть определённых задач, поэтому нам удалось значительно улучшить результат по сравнению с первенством мира. Конечно, сыграло роль и то, что канал в Братиславе лучше хорошо знаком, чем в Ивреа, где многие были впервые. Но даже с учетом этого фактора, и на первенстве мира наши ребята смотрелись достаточно уверенно и были способны конкурировать с сильнейшими слаломистами планеты в своем возрасте.
- На первенстве Европы можно выделить Дарью Шайдурову?
- Безусловно, Даша нас всех порадовала, я до сих пор радуюсь ее победе в каноэ-одиночках среди девушек до 18 лет. Это такой маленький рывочек, которого нам не доставало – золотой медали. Надеюсь, она продолжит и дальше расти, радовать высокими результатами. Благодаря, такому успешному старту, Шайдурова сумела закрепиться в сборной страны надолго.
- Можно сказать, что Дарья Шайдурова удивила или всё-таки от неё ждали подобного результата?
- Мы знали, что многие спортсмены у нас способны побороться за награды, в том числе и Даша. Шайдурова и Елизавета Терехова в юношеской категории могли бороться за медали, как на первенстве мира, так и Европы. Поэтому для нас не было большим удивлением, скажем, это стало приятным удивлением. Мы готовили их именно к борьбе за медали, как в байдарках, так и каноэ. В К-1Ж немножко не срослось, но надо отдать должное спортсменкам, они боролись до конца. Этот сезон отнял очень много сил, а они еще молодые. Каждые две недели всем юниорам приходилось стартовать на соревнованиях, начиная с чемпионата Европы, следом шел Кубок мира, первенство мира, Спартакиада и первенство России, первенство Европы, недавно прошел чемпионат России. Все уже устали. К тому же, так получилось, что на всех мероприятиях, где мы выступали стояла жаркая погода, около 30 градусов и это тоже очень сильно выматывает. Поэтому где-то они смогли справится, где-то еще не хватило сил. Например, Терехова допустила несколько ошибок, хотя была конкурентоспособна. Но у Елизаветы еще есть шанс отличиться в возрастной категории до 18 лет, впереди еще один год выступлений по юношам, а Дарья же переходит в юниорский разряд, до 24 лет. Шайдурова поставила точку в юношеской карьере и теперь переходит в более взрослую, конкурентную категорию. Посмотрим, как у нее будет дальше.
- Дарья Шайдурова в Братиславе завоевала еще серебро в командной гонке в классе байдарок-одиночек до 18 лет. Наконец нашим спортсменам удалось подняться на подиум в командном виде программы…
- Я уже говорил, что как старший тренер не делаю большую ставку на командные гонки, для меня это не самый важный класс. Понимаю, что хорошо, когда есть медали, но это не приоритет. В любом случае девчонки молодцы, они старались, заняли второе место, Даша привезла две медали с первенства Европы. Для всех Шайдуровой, Тереховой и Евдокии Подобряевой – это хороший стимул для дальнейшей работы, позитивные эмоции и это не может не радовать. В командных гонках были хорошие попытки, например мужская байдарка до 23 лет, где завоевать медаль помешала досадная ошибка. У ребят был лучший ход и они могли финишировать первыми.
- Мы видели на первенстве мира классы каноэ-двойки среди смешанных пар и экстремальный спуск, на первенстве Европы прошли заезды в каноэ-двойках среди мужчин и микст. Почему программа так отличалась?
- Как мы все знаем, С-2М уходит в прошлое, но многим атлетам нравится этот класс, поэтому организаторы некоторых соревнований пока оставляют у себя в программе каноэ-двойки среди мужчин. Но это уже больше, как дань уважения. А С-2 смешанный только выходит на большую арену и его надо развивать, поэтому организаторы включают этот класс в программу. Относительно экстремального спуска всё просто – ICF уже включила его в свои соревнования, а Европейская федерация пока нет.
- Для большинства состава резервной сборной России после национального чемпионата сезон завершен, как бы вы его оценили для нашей молодежи?
- В целом сезон мне понравился, потому что в начале года, когда команда отобралась, казалась не самой сильной, не самой конкурентоспособной. Однако мы все вместе смогли сделать большой скачок вперед и на данный момент, уверен, многих спортсменов ждет большое будущее. Кстати, некоторые из них примут участие в основной сборной страны на чемпионате мира, потому что половина состава отобралось именно из резервного. По результату чемпионата России я очень доволен выступлением ребят, которые были в сборной до 24 и 19 лет. Я понимаю, что они сейчас находятся в очень большом упадке сил, они прошли тяжелейший сезон, но всё равно в Окуловке боролись до последнего момента и многие показали вполне хорошие результаты. Это говорит о том, что их запас по силам обеспечивает возможность, даже в очень тяжелой ситуации, на фоне дикой усталости, показывать достойное выступление. Это говорит о высоком уровне ребят.
- В связи с этим не было обсуждения, чтобы не привлекать явных лидеров, которые выступают во взрослой команде к юниорским стартам, чтобы сохранить больше сил?
- Такие мысли есть. Не то, чтобы совсем не выступать на юниорском уровне, но, возможном, пропускать первенство Европы. Такая практика существует в сильнейших сборных мира. Проблема в том, что мы пока не обладает такими колоссальными результатами, как ведущие слаломные державы, которые завоевывают медали на этапах Кубка мира, чемпионатах Европы и мира. В следующем году будем обсуждать этот вопрос, может быть, придем к решению, ведущие атлеты пропустят первенство Европы, чтобы лучше подготовиться к отбору на Олимпийские игры. Многое будет зависеть от календаря соревнований. А так, мы все понимаем, что для ребят, например, Алсу Миназовой и Александра Непогодина сложился очень тяжелый сезон и наблюдать сейчас за их гонками было очень сложно, они из последних сил выкарабкивались по трассе, но все равно создавали конкуренцию.
- Есть уже наброски по тому, как будет готовиться к следующему сезону резервная сборная?
- Уже есть план на первую половину межсезонья. В этом году мы хотим поменять план подготовки, кардинально поменять тренировочный процесс. Мы хотим начать наш первый сбор в Краснодаре, где ребята будут учиться грести у специалистов по гладкой гребле. Мы хотим заложить им базу правильной техники именно в гладкой гребле, а потом накладывать эти навыки в слаломных лодках. Это большое расхождение с тем, что мы делали раньше. Будем развивать в них как можно больше качеств, укреплять технический фундамент, который потом поможет и в нашем виде спорта. Дальше планируем сбор по ОФП, пока точно не знаем где, в Сочи или Тюмени, как делали раньше. Пока в приоритете Сочи, потому что много вариантов занятий различными видами спорта, что также помогает в подготовке. 2019 год, скорее всего, начнем с воды, где-то в Аль-Аине или где-то еще, пока идет обсуждение.
- Будут совместные сборы с основным составом?
- У основного состава сборной России немного другой план. Может быть, мы проведем одно совмещенное тренировочное мероприятие, в Сочи или Тюмени. Однако почти всё межсезонье будем работать отдельно. Так как отборочные соревнования в 2019 году сдвинуты на месяц раньше, то и сезон начнется раньше. Это немного меняет подготовительный этап, если до этого мы проводили январь на ОФП в Тюмени, на этот раз в январе уже надо заниматься подготовкой на воде и накатываться.
- В связи с таким календарем, как вы будете совмещать работу в основном и резервном составах?
- Как старшему тренеру резервной сборной России, на данный момент для меня приоритетным является подготовка именно молодежи. Однако в резервном составе у нас тоже есть претенденты на отбор на Олимпийские игры, поэтому совмещать или разделять мне не придется. Я буду полностью идти по линии резервного состава и готовиться с ребятами, которые точно также будут участвовать в отборе на Игры.
- Как оцениваете шансы молодых слаломистов зацепиться за олимпийскую путевку?
- На данный момент во многих классах шансы у них большие. Думаю, что в этом отборочном цикле борьба за попадание на Олимпийские игры будет намного серьезнее в нашей команде, нежели на прошлой Олимпиаде. Перед Рио-де-Жанейро мы практически на 100 процентов знали, кто поедет на Игры. Сейчас же уровень подрос, многие спортсмены заметно прибавили в мастерстве. Думаю, удастся создать хорошую конкуренцию внутри сборной, что позволит выявить сильнейших и приведет к более высоким результатам в Токио. Это наша основная цель, а конкуренция порождает результаты, поэтому будем стараться готовить, как можно больше спортсменов.
- На чемпионате России вы выступали не только в качестве тренера, но и спортсмена, для души?
- Для души, для удовольствия, хочется всегда поддерживать форму, больше грести. Но с таким графиком очень сложно тренироваться, редко сажусь на воду. Но при любой возможности мы с другими тренерами Дмитрием Тимаковым, Евгением Дорониным вспоминаем спортивное прошлое, где-то улавливаем момент самим погрести на сборах, поддерживаем форму, бегаем, занимаемся в тренажерном зале. Многолетние занятия спортом даром не проходят и спорт так просто не отпустит никогда.