Александр Липатов надеется, что накопленный им опыт поможет сборной России достигнуть высоких результатов
Еще не так давно Александр Липатов был лидером мужского каноэ в России, капитаном национальной сборной, а уже в минувшем межсезонье вошел в тренерский штаб команды страны и старается передать огромный международный опыт новому поколению слаломистов. О том, как прошел процесс перехода из атлета в тренеры Александр Липатов рассказал в интервью пресс-службе Федерации гребного слалома России.
- Расскажите, как складывается тренерская деятельность? Как прошел переход из спортсмена в тренерский штаб?
- Переход был не совсем быстрым, прошло полтора года пока я принял окончательное решение. Мне кажется, что пока все идет нормально. За время, проведенное в гребном слаломе в качестве атлета, накопилось много опыта, который бы я хотел передать другим спортсменам. Однако я не из тех наставников, которые будут что-то внушать против желания, мне по душе больше взаимодействие, которое надеюсь даст свои плоды. Я стараюсь передать практический опыт, вынесенный из многолетнего анализа подготовки и выступлений на международном и российском уровне.
- Спортсмены выполняют установки, прислушиваются к вашим словам?
- Не всегда, все зависит от спортсмена, кто-то слушает указания на тренировках, кто-то – нет. Бывает по-разному, не все еще признают меня как тренера, пока не привыкли, что я уже не выступаю вместе с ними на соревнованиях, а работаю на береге, подсказываю и пытаюсь повысить уровень мастерства. Интересно, но это касается более молодых ребят, более взрослые спортсмены прислушиваются к моему мнению…
- Казалось бы, что молодые наоборот должны больше прислушиваться, зная, какой у вас опыт…
- Должны, но, к сожалению, происходит не всегда.
- Вы пока работаете только с классом лодок каноэ-одиночка среди мужчин?
- Да, я занимаюсь подготовкой класса каноэ-одиночек среди мужчин. Именно той дисциплины, в которой выступал сам.
- За период тренерской деятельности прочувствовали, каково было тренерам, работавшим с вами?
- Безусловно. Я вообще стараюсь быть очень тактичным тренером, не хочу слишком жестко влиять на атлетов, пытаюсь больше найти индивидуальный подход к каждому каноисту. Мне удобнее работать в более либеральных условиях, ведь все люди взрослые и знают, что необходимо много работать для достижения целей. Если нет этого осознания, то очень сложно им что-то внушить и научить новому.
- Вы уже видите плоды своей новой работы?
- Сложно сказать. Кирилл Сеткин из-за травмы пропустил практически шесть недель во время межсезонья, когда шла целенаправленная подготовка к сезону. Это очень много. Перед Кубком России мы обсуждали его выступление, как лучше действовать на трассе и могу отметить, что он прислушивается к моему мнению. Это приятно, значит, какие-то плоды уже есть.
- Еще буквально вчера вы были в составе сборной и вместе выступали на соревнованиях, сейчас ситуация диаметрально изменилась. Как оцениваете этот переход?
- У нас с Кириллом (Сеткиным) всегда были хорошие отношения, но раньше мы никогда не обсуждали внутренние дела в команде, стратегию поведения на соревнованиях и все что связано с гребным слаломом. Сейчас ситуация изменилась, поменялись отношения, теперь я - тренер, а он – спортсмен. Если раньше мы не делились какими-то спортивными секретами, то теперь пытаюсь ему рассказать о них и всем том, что узнал за годы, проведенные в спорте. Что касается других спортсменов, очень жаль, что на Кубке России не смогли показать хорошие результаты Максимов, Храмцов и Круглов. Хотя, ребята были очень хорошо подготовлены, сильные, быстрые, но не сумели справится с траекторией и планом на гонку.
- Тем не менее, по итогу Кубка России удалось сохранить костяк каноэ-одиночки.
- В целом, да. И это хорошо.
- Есть тренеры, которые придерживаются отношений учитель-ученик, есть те, кто считает, что лучше иметь дружеские отношения и быть, как говорится, на короткой ноге. К какому типу специалистов относитесь вы?
- Меня не называют Александр Евгеньевич (улыбается). Если серьезно, то стараюсь быть более ближе к атлетам. Мне кажется, что такой подход помогает в работе, на сборах и соревнованиях. От Кирилла (Сеткина) я вообще не далеко ушел.
- Как будете готовиться к чемпионату Европы? Какие основные задачи перед командой?
- Сейчас наступило такое время, что уже поздно что-то кардинально менять, пытаться изменить в технике. На этом этапе идет подготовка скоростных качеств спортсмена. Нам предстоит накатывать канал в Праге, детально его изучать, составлять детальный план траектории прохождения дистанции. Только после чемпионата Европы можно на неделю вернуться к занятиям над техническими элементами.
- В принципе канал в Праге накатанный…
- Я бы сказал, что этот канал накатан всеми командами в Европе, а не только российскими спортсменами. Но всегда есть моменты, которые оцениваешь новым взглядом, появляются какие-то новые элементы, поэтому есть на что обратить внимание или просто освежить память.
- Как думаете, сборная России сможет показать хорошее выступление или об этом пока рано говорить?
- Конечно, у нашей команды есть шанс показать достойные результаты и проявить себя с лучшей стороны. Надеюсь, что наши ребята выйдут в финалы, а там уже поборются за высокие позиции.
- Оглядываясь назад, осталась ли недосказанность в спортивной карьере или считаете, что сделали все, что могли?
- Я считаю, что с 2012 года я сделал все, чтобы показать хороший результат. Конечно, я не совсем доволен карьерой, потому что не достиг того, о чем мечтал – это медаль Олимпийских игр, где я даже не смог попасть в финал. Если говорить именно о результатах, то да, недосказанность есть. Однако я принял все как есть, на протяжении всей карьеры делал максимум, что от меня зависело, но не получилось, теперь перешел в другую стадию, где вновь буду стремиться к высоким результатам. Надеюсь, что смогу добиться большего в роли тренера.
- По сравнению с тем составом, который был еще во время вашей спортивной карьеры, сейчас специалисты практически полностью поменялись, пришло много молодых наставников, какие в связи с этим произошли изменения?
- Перемены начались еще тогда, когда в команду пришел Жан-Ив (Шётан). Конечно, с каждым сезоном что-то менялось, этот процесс идет беспрерывно. С приходом тренеров моего поколения также произошла реорганизация, весь тренерский штаб пытается найти способы улучшения подготовительного процесса, организация тренировок. Жан-Ив рабочий процесс выстраивает таким образом, чтобы каждый тренер был доступен спортсменам, в сборной было полное взаимопонимание. Мы уходим от структуры, когда приглашались личные тренеры, которые больше уделяли внимания своим ученикам, забывая, порой, о других слаломистах. На данном этапе все специалисты задействованы в общей работе команды и все идут к достижению одной цели – улучшения результатов сборной России.
- Не было желания начать работу с детьми и постепенно приводить их к высшим результатам?
- Пока нет. Мне сейчас нравится работать именно с состоявшимися спортсменами, с которыми разбираешь мельчайшие детали технических элементов, подготовки к серьезным стартам и другие аспекты, присущие спорту высших достижений. Поэтому пока буду работать со сборной. Возможно, когда-нибудь я захочу попробовать себя и в детском спорте, но не сейчас.