Российский гребной слалом сложно представить без Валентина Лютвинского. Он стоял у истоков развития вида спорта в стране, внеся неоценимый вклад в его становление. Сегодня мы публикуем очерк Александра Чайки, посвященного этому выдающемуся человеку…
Не знал более цельного человека, более преданного своему делу, чем Валентин Павлович. Сколько лет прошло, а он оставался таким же: собранным, деликатным, доброжелательным.
Закончив спортивную карьеру, я уехал в Красноярск, потом в Амурскую область, а связь наша не прерывалась, мы по-прежнему обменивались письмами. В Красноярске в 1976 году уже была секция гребного слалома, вел ее Александр Трофимов. Я стал там тренером, совмещая с работой в сибирском филиале ВНИИГа. Молодой инженер гидротехник – строитель, мне также не хватало опыта и в тренерской работе. В письме попросил Лютвинского помочь с учебной программой тренировок. Трофимов иронизировал:
- Ты теперь отрезанный ломоть!
Но скоро пришло "толстенное" письмо из Ленинграда, с планами занятий, примерами тренировок, советами.
Валентин Павлович всегда старался помочь, поддержать.
1973 год, зима, проводили лыжную тренировку в Кавголово. От группы стал отставать Володя Постников. Мы ушли вперед, откатались, вернулись на базу и еще часа два ожидали, когда, наконец, появился Постников, весь в белом инее и сам немножко белый, а за ним – тренер. Он все это время шел рядом, поддерживал уставшего спортсмена. А сколько было случаев, когда надо было ободрить, вселить веру в себя или, просто, молча разделить неудачу?
Приходилось совмещать тренировки с учебой в институте. Придёшь, Валентин Павлович понимающе спросит:
- Ты где пропадал? Давай переодевайся!
Лютвинского всегда заботило, что будет дальше, как укрепить состав команды, чем привлечь ветеранов, как создать коллектив судейской бригады, - вечная проблема наших соревнований. Однажды, в Первомайске на ужине, после соревнований, один старый товарищ Валентина Павловича по гладкой гребле, приехавший судить, рассказывал, что когда в Питере узнали, куда он ездит и сколько ему за это платят, рассмеялись и предложили, чтобы он сам заплатил вдвое больше, чтоб его больше не трогали.
Так, из бывших его воспитанников, тренерами сборной России по гребному слалому были Александр Иванов и Сергей Герций, которые и сейчас тренируют ведущих атлетов страны в Санкт-Петербурге. Его всегда окружали люди, дети, зрелые спортсмены, представители команд, родители…
Всегда в делах, планы на завтра и перспективы… Заботы, заботы, заботы.
Спустя несколько лет, а застать Валентина Павловича в клубе приезжему человеку нелегко, но мы, наконец, встретились в 2008-м. Я приехал в Санкт-Петербург на несколько дней, в этот день Валентин Павлович проводил тренировку, а на следующий, уезжал в Германию. Мы успели поговорить. На мой вопрос ответил:
- Живем хорошо! Воспитываем внучку. Если бы не Валера…
Еще были неотложные дела. Я разглядывал своего тренера и заметил, что время его не берет. Все тот же, словно и не расставались. Я даже выработал тогда себе целую теорию о «не старении», что человек, живущий своим делом, не успевает состариться. Время за ним не может угнаться. Или не трогает его, не мешает – вон, сколько у него забот!
Однако в январе 2013 года случилось то, что никто не ожидал… Никогда, ничего не просивший для себя лично, он ушел, перед этим словно попрощавшись с нами всеми в своем интервью, ушел смертью праведника, знавшего, с чем ему предстать перед Богом.
Мы всегда будем помнить Валентина Павловича Лютвинского…