Назад
Назад
Тренерский, менеджерский и руководящий состав команды
Назад
Список кандидатов в сборную команду 2011
Федерация гребного слалома России
119270, г. Москва, наб. Лужнецкая, д. 8, стр. 1, ком. 255 [email protected]
Сборная России
Регионы

На гребне волны. История одной лодки

На гребне волны. История одной лодки
На гребне волны. История одной лодки

Начался олимпийский, 1972, год, наверное, все понимали, что подготовить команду по гребному слалому с нуля до международного уровня за два года - совершенно нереальная задача. Возможно, поэтому возникло решение послать на Олимпийские игры в Мюнхен всего двух человек, тогда ведь не требовалось ни лицензий, ни квот. Александр Чайка продолжает рассказывать об истории вида спорта в стране.


Кто на Гегу. Лютвинский, В.Дзиговский Н., Казимиров Е.

Не секрет, что спортивная жизнь скоротечная – всего несколько лет, а потом остается на долгие годы самым твоим ярким переживанием, может быть, лучшими днями жизни…  И, как бывает досадно, что в эти дни мог бы достичь большего, но не сумел по причинам совсем от тебя не зависящим. Как говорится, поезд ушел, и уже другие воды омывают берега.

В начале 1972 года никаких туч еще не наблюдалось.

В один из первых весенних дней 1972 года, 4 марта, начался двухнедельный сбор в Пицунде.


1972 Пицунда Редкое удовольствие

Тренировались на Бзыби, в месте впадения в нее реки Геги. Каждое утро на автобусе мы ехали в горы вдоль реки, то и дело, ныряя в туннели. Дорога узкая, грузин за рулем не снижает скорость, не заботясь о встречных машинах, как оказалось, опасения эти были не напрасны. В 1979 году в Грузии чуть не погибла вся команда, вместе с тренером, от столкновения автобуса с бензовозом. Однако об этом рассказываю в другой истории.


Тбилиси 1979. Столкновение с бензовозом.

Тогда просто плотнее вжимаешься в кресло и любуешься рекой. Вода в марте прозрачная, струится меж камней, зеленоватая, словно бутылочное стекло. Горный воздух чист, свеж и влажен. После тренировки выйдешь на берег, от мокрой одежды идет пар, но стоит зайти в тень от горы, в двух метрах сразу чувствуешь мартовский холод.

 


На Геге, апрель 72г. Чайка А.

Команда разбилась на группы: байдарку вел тренер И.А.Апокин, а каноистов - В.П.Лютвинский, грузины тренировались отдельно.

К концу сбора потеплело, начала прибывать вода. А в апреле, когда там же следовал второй сбор, с 7 по 21 в Алахадзы, вода поднялась уже настолько, что на Бзыби был сплошной коричневый поток, а мелководная Гега превратилась в ураган.

 


Бзыбь 72

На этот сбор я опоздал и когда приехал, навстречу с тренировки шли израненные "гладиаторы", побитые колени и локти прикрывали бинты и пластырь, у столовой - груда разбитых лодок.


Табак и Нинка. Гега 72

За опоздание пришлось выслушать нагоняй от Пиняева, Лютвинский же сказал:

- Переодевайся, иди на море, отрабатывай эскимосский переворот!

Затем, повернулся к Жукову:

- Толя, поделишься лодкой для Чайки?

Жуков выдержал красноречивую паузу, затем сказал:

- Лодку дам!

В таких случаях щедрость дорогого стоит.  Жертву я оценил и лодку берег.  В эти дни на Гегу ходили уже только добровольцы.  На построении раздавалось:

- Кто на Гегу, шаг вперед!


Вышли Лютвинский, Школьников, Казимиров, Дзиговский, я (из упрямства). К тому времени уже покалечился Владимир Табачников (Батя). После переворота он застрял в "бочке" (такой водоворот за камнем), в это время лодка другого экипажа, полная воды, свалилась на него сверху. Удар пришелся в лицо, рану зашивали. Доктор команды заявил, что проблемы ему не нужны, и если Табачников опять перевернется, то пусть его отчислят со сборов! 

Отступление. История одной лодки.

Первые слаломные лодки, которыми пользовалась сборная СССР по гребному слалому, были немецкие байдарки и каноэ фирмы Hartung, а также каноэ-двойки из Чехословакии. В.П. Лютвинский вспоминает в своем интервью о первых лодках в Ленинграде. Это были три лодки команды ГДР, которые в 1969 году оказались на пути следования домой в гребном клубе Знамя. Была всего одна ночь, чтобы сделать пластиковую копию, матрицу с немецкой каноэ. Всю ночь кипела работа, правда, успели сделать только днище. На утро немецкие лодки отправили на вокзал, а потом взялись за изготовление своей. Днище проблем не вызвало, а как быть с верхом?  Согнули каркас из проволоки, добавили для совершенной красоты обводов две деревянные лыжи и накрыли все пропитанной в полиэфирной смоле стеклотканью. И лодка стала готовой.

 


Лютвинский В.П., Рощинка 71г

Я видел этого «Наутилуса» в Лосево, в 1970 году! Стеклоткань, похожая на мокрую газету, провисла на проволоке и так затвердела. Проволоки торчали из лодки как ребра на дохлой скотине, но воду лодка держала! На ней гордо ходил в пороге Володя Табачников. Батя перевозил лодку на своем мотоцикле с коляской.  У Лютвинского, к тому времени уже появилось «заграничное» каноэ, кажется, из Латвии, такая же неподъемная посудина. Историческая лодка скоро погибла в Лосевских водах, у нее отвалился нос, где пролегали лыжи, но проволока держалась железно.

Жаль, что мы не бережем свою историю. Такую лодку нужно было бы водрузить на пьедестал, наподобие танка Т-34, как памятник первым слаломистам СССР, их мужеству, умению не сдаваться и побеждать! 

 


Чайка А. Лосево 71


Жуков А., Кириченко В.


Лютвинский на заграничном каное


Лютвинский под Жандармом


Рощинка 71

Назад к списку