Президент Федерации гребного слалома России (ФГСР) Сергей Папуш в интервью пресс-службе ФГСР подвел итоги уходящего года и поделился планами на будущее.
- Как всегда перед Новым годом подводятся итоги сезона, у нас в гребном слаломе продолжается достаточно интенсивно работа в различных направлениях. Есть события в мире и стране, которые, может быть, не так явно и в деталях влияют на наш вид спорта, однако имеют важнейшее значение. В этом году прошел чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ в Москве, наша родственная федерация впервые провела такие соревнования в России. Это такое знаковое событие, тем более, что прошло оно на гребном канале в Крылатском, где мы также предполагаем построить канал по гребному слалому. Во время чемпионата мира состоялись встречи с президентом Международной федерации каноэ Хосе Перуэном, и с министром спорта Виталием Мутко, и было подтверждение, что в Крылатском будет строительство такого канала. Это одна часть дела и вторая то, что впервые за 25 лет мы поехали на чемпионат мира в США. Получилось, что два чемпионата мира, объединенные одной международной федерацией, прошли на двух континентах – в Москве и Дип-Крик-Лэйке. Конечно, нас порадовали результаты сборной России на чемпионате мира. Неудачно выступили наши лидеры, бронзовые призеры Олимпийских игр Дмитрий Ларионов и Михаил Кузнецов, но думаю, что это можно объяснить просто неудачным стартом и больше ни чем. Во всех остальных классах заметен прогресс, особенно в байдарках-одиночеках, где впервые в нашей истории в финал вышел наш спортсмен – Павел Эйгель. Такого не было никогда, даже близко. Потом он закрепил свой успех на международных соревнованиях в Лондоне, где на олимпийском канале, в борьбе с сильными соперниками, стал победителем. В финальную гонку также вышла Зульфия Сабитова, выступающая в классе каноэ-одиночек. В состязаниях С-1М капитан российской команды Александр Липатов занял лучшее для себя место, хотя и не попал в финал, но все равно видно движение вперед. К нему достаточно близко был Кирилл Сеткин, по местам было не очень близко, но говоря о результате, рядом. В байдарках-одиночках, Александра Перова пусть и не показала лучший результат, но зато примерно вернулась к лучшим своим показателям. В общем, для нас чемпионат мира прошел очень хорошо, на новом хорошем канале. Несмотря на то, что наш вид спорта относится к летним, мы вспоминаем зимние Олимпийские игры в Сочи. Мне кажется, что нам есть чему поучиться у федераций по зимним видам спорта, у организаторов соревнований, и у самих спортсменов, которые показали замечательные результаты. Так что, таким мне вспоминается уходящий год.
- Сейчас в стране непростая финансовая ситуация, как это отражается на Федерации и как будет решаться этот вопрос в предстоящем сезоне?
- В последние недели уходящего года ситуация на мировых фондовых рынках поставила в трудное положение нас всех. Как известно, курс доллара в последнее время сильно возрос по отношению к рублю, а цены на нефть наоборот упали. Конечно, эти события ни могут не коснуться и нас, не могут ни отразится на спорте, в частности на гребном слаломе, идет уменьшение финансирования на 2015 год. Для нашего вида спорта это особенно болезненно, поскольку все мероприятия по подготовке сборной России проходят за рубежом. Это означает, что на выделенные федеральным бюджетом и Министерством спорта средства, мы сможем провести меньше меньше подобных мероприятий. По оценкам на данный момент, финансирование сократиться порядка 30 процентов. Могу сказать, что наш бюджет и так позволял готовиться с большим трудом. Мы приняли решение, что основной костяк сборной России - семь человек спортсменов и пять специалистов тренерского штаба - будут готовиться к Олимпийским играм - это 240 дней в году. Конечно, в такой ситуации будет сложно выполнить поставленные задачи, но мы будем стремится к достижению нашей общей цели. На эту тему прошли совещания в Минспорте и Олимпийском комитете России (ОКР), на которых было озвучено, что необходимо совместными усилиями добиться, чтобы спортивные Федерации выполнили поставленные задачи. Конечно, в нашем деле будет участвовать попечительский совет Федерации гребного слалома России и те партнеры и спонсоры, которые с нами сотрудничают. Мы следим за ситуацией, в последние дни курс рубля укрепил свои позиции, возможно мы достигли минимума в наших финансовых трудностях. Безусловно, вместе с Минспортом, ОКР и партнерами будем стремиться решить все трудности.
- Расскажите о строительстве каналов по гребному слалому в России?
- Строительство наших каналов, которое очень важно для развития гребного слалома в стране, по-видимому, можно сказать, входит в решающую фазу. Строятся они медленнее, чем нам бы хотелось, но работа продолжается. Окуловский слаломный канал должен был быть достроен в этом году, но не получилось. Сейчас стройка идет довольно активно, надеемся, что в 2015 году она завершится. Наш спонсор и главный партнер компания РусГидро продолжает делать последние штрихи в проектирование канала в поселке Богородское (Московская область), где сделаны земельные постройки. Этот канал также должен быть уже построен, но получается медленнее, чем бы хотелось. Но стройка идет, руководство вместе с Попечительским советом ФГСР держит руку на пульсе. Должен появиться канал и в Уфе, президент Республики Башкортостан строит этот канал, есть специальный фонд, выделены земля, деньги, это дело тоже движется.
- Про Окуловский слаломный канал и канал в Богородском уже давно известно, а вот про строительство канала в Уфе не так много информации, можете более подробно об этом рассказать?
- Решение было принято уже давно, мы ездили с директором ФГСР по спортсооружениям Игорем Брадисом по приглашению президента Республики Башкортостан, это было летом 2011 года и тогда же было принято решение о строительстве слаломного канала в Уфе. Нашли подходящее место, но этот вопрос тоже достаточно медленно развивается, у Республики много проблем, и канал, конечно, стоит не на первом месте. Сейчас идет проектирование объекта, это будет канал регионального уровня, прежде всего, для тренировок башкирских спортсменов. Но, думаю, что мы сможем на нем проводить и первенства России, да и национальный чемпионат, возможно, и какие-то международные турниры второго плана.
- Вы также сказали, что было принято решение о строительстве канала в Крылатском, когда этоэт проект вступит в силу?
- Есть распоряжение мэра города Москвы Сергея Собянина о реконструкции гребного канала в Крылатском и во второй очереди реконструкции в плане записано о строительстве слаломного канала. Первая очередь уже прошла, в результате которой появилась возможность провести чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ. Что касается второй очереди, то пока что не открыто финансирование этой линии, которое ждет своего политического решения. Когда начнется стройка сказать сложно, но и председатель нашего Попечительского совета, министр иностранных дел Сергей Лавров, и мэр Москвы Сергей Собянин эту проблему держат на контроле. Думаю, это произойдет не так быстро, но в перспективе у нас будет канал и в Москве. Идея состоит в том, что там порядка 100 гектар земли приходится на канал имени Москвы, из них половина – это водная акватория, где есть место для строительства слаломного канала. Федерация гребного слалома России сделала эскиз канала, который предположительно будет находиться в северной части этого спортсооружения. Но когда дело дойдет до конкретного проектирования, место может быть изменено. Обычно, с точностью можно сказать, где будет располагаться объект после прохождения и утверждения государственной экспертизой. Сейчас пока все на уровне наших предложений, которые еще будут прорабатываться.
- Канал в Крылатском будет международного уровня?
- Тот вариант, который мы сейчас предложили, предполагает канал простого уровня, однако с возможностью проведения турниров уровня чемпионата мира. Это гораздо более простой канал, чем, например, в Лондоне или тот, который сейчас строится в Богородском. Он будет состоять из одного русла с простейшими сооружениями. Но его преимущество будет в том, что это центр Москвы, до которого будет удобно добираться руководителям и общественным деятелям, политикам, представителям СМИ.
- Недавно появилась информация, что также планируется построить слаломный канал на территории РГУФКА. Насколько она достоверна?
- Действительно, такой план существует. Сейчас идет процесс установления, что будет происходить на территории, принадлежащий РГУФКу, в том числе, планируется строительство слаломного канала. Мы с руководством РГУФКа находимся в контакте, но пока все это не перешло в конкретную плоскость, нет отведенного участка земли, нет инвесторов или средства, на которые будет вестись строительство. Однако разговоры идут, а как говорится, дыма без огня не бывает. По нашим предположениям, было бы неплохо сделать крытый слаломный канал, которого нет нигде в мире. Мне кажется, что мощь и возможности РГУФКа позволяют сделать подобное.
- И тогда там можно будет проводить соревнования круглый год?
- Может не соревнования, но тренировки точно, это уже надо смотреть ближе к делу.
- Получается, что в России постоянно стояла проблема со слаломными каналами, а в ближайшем будущем их может насчитываться порядка пяти…
- На самом деле мы давно считаем и я могу назвать еще несколько каналов, где пока нет такой конкретики по строительству, но мы будем стараться, чтобы все эти планы воплотились в жизнь. Тем более, что они востребованы в конкретных регионах. Если сейчас все регионы ездят готовиться к соревнованиям за границу, то в скором времени они смогут тренироваться на своих каналах.
- В Санкт-Петербурге очень хорошие традиции гребного слалома, там не планируется строительство своего канала?
- Там не просто хорошие традиции, а одни из самых лучших в нашей стране. Два главных слаломных места в России – это две столицы: Москва и Санкт-Петербург. Но пока что в Северной столице не получается строить слаломный канал. Окуловский слаломный канал очень близко к Санкт-Петербургу – это всего 300 км, куда ходит поезд «Ласточка», который заметно дешевле «Сапсана», а ездит также быстро. Так что, можно сказать, в большей степени, что это и питерский канал.
- Традиционно в России проходит много национальных стартов, которые ежегодно привлекают все больше поклонников гребного слалома…
- Действительно, можно сказать, что наши соревнования выходят на все более высокий уровень. Прежде всего, импонирует то, что с каждым разом увеличивается количество участников, регионов и субъектов России, да и просто количество людей. Даже Судейская коллегия начала настаивать на ограничение участников, пока мы идем на то, что увеличиваем количество соревновательного времени. Мне кажется, что возрастает и уровень соревнований, спортсмены на трассе выглядят хорошо, и наблюдая за состязаниями, просто получаю удовольствие от накала борьбы. Ни для кого не секрет, что я побывал на многих турнирах, в том числе, и на Олимпийских играх, так вот, первенство России, мне кажется, гораздо более красочным, более веселым, позитивным. Потому что, когда смотришь, как несколько сотен молодых людей так борются с такими чистыми олимпийскими эмоциями за первое место – это вселяет уверенность в завтрашнем дне и показывает, что мы делаем нужное и правильное дело.
- Как бы вы в целом оценили выступление сборной России в минувшем сезоне?
- Сложно говорить однозначно, но думаю, что хорошо, отлично бы я никогда не поставил, потому что всегда есть то, к чему надо стремиться. Вообще сложно в наших условиях, без каналов, без достаточного финансирования как-то двигаться вперед. В нашей стране и других сферах достаточно много проблем, и когда мы все-таки прогрессируем, это чего-то стоит. Как я уже говорил, я испытал положительные чувства от чемпионата мира, где наши спортсмены показали очень хорошие результаты. Так что – это твердая четверка, а пятерку можно поставить только тогда, когда завоюем все медали чемпионата мира.
- Вы сказали, что идет прогресс, а он заметен во всех классах гребного слалома?
- О прогрессе можно говорить осторожно, потому что это первый чемпионат мира, где мы увидели улучшение результатов. Конечно, мы можем заметить и недостатки этого прогресса, например, кроме Павла Эйгеля никто пока не может показать такие результаты в классе байдарок-одиночек. К примеру, сборная Франции заняла в этом классе три первых места, наш же спортсмен стал финалистом. В этом классе лодок у нас три девушки: Марта Харитонова, Александра и Екатерина Перовы, но они пока тоже не могут показать высоких результатов, однако и наша молодежь не может им составить конкуренцию за попадание в национальную команду. Это все недостатки того, что надо изменить систему: строить каналы, развитие гребного слалома в регионах, детско-юношеский спорт, т.е. все то, что делается много лет и к чему, надеюсь, мы скоро придем. Так что, этот рост больше местного значения, только в сборной России, связано это с тем, что наши талантливые ребята стараются, тренируются. Конечно, во многом это связано с главным тренером, французским специалистом Жан-Ивом Шётаном, который прививает нам европейскую культуру гребного слалома, даже где-то раскрывает какие-то секреты. Все это верхушка айсберга, а для того, чтобы получить реальный рост – это дело более длительного времени и стратегических изменений, связанных со строительством спортивных сооружений, развитием тренерских кадров и массовости вида спорта.
- С чем вы связываете, что в К-1Ж в последние годы идет борьба между тремя спортсменками, что особо больше не наблюдается в других классах?
- Думаю, что это просто стечение обстоятельств и здесь нет какой-то закономерности, это спортивная борьба конкретных поколений в конкретно взятой ситуации. Могу отметить, что среди девушек у нас очень много талантливых спортсменок, но они пока не подошли к тому уровню, который показывают сестры Перовы и Харитонова, но, наверное, в скором времени это произойдет. Что касается, К-1М, то действительно у Павла Эйгеля пока нет конкурентов. Он очень талантливый слаломист и уже несколько лет удерживает лидерство в стране. А вот, в каноэ-одиночках Кирилл Сеткин, Руслан Сайфиев и некоторые другие ребята все-таки составляют конкуренцию Александру Липатову, но он пока берет опытом, мастерством. В следующем сезоне посмотрим и за его выступлением, и за той борьбой, которую ему могут навязать другие спортсмены. В каноэ-двойках, к сожалению, в этом году не увидели хорошего результата от Михаила Кузнецова и Дмитрия Ларионова, но в целом другие спортсмены показывают результаты, которые эта пара показывала лет восемь назад. На этих слаломистов мы и рассчитываем, потому что уровень наших лидеров выделяется на общем фоне. Места же, которые сейчас занимают наши спортсмены, это тот результат, на который они способны на данный момент, отражая реальное положение вида спорта в стране.
- Большинство лидеров команды в 2015 году будут бороться за попадание на третью Олимпиаду в карьере, но есть и молодые спортсмены, как вы думаете, что больше сыграет роль молодость или мастерство?
- Насчет того, чтобы дать дорогу молодым, то у нас пишутся очень хорошие законы по отбору в национальную сборную, над которыми мы очень тщательно работаем. Никто молодым не закрывает дорогу в команду, она всегда открыта для тех, кто показывает достойные спортивные результаты. В сборную России попадают слаломисты, прошедшие национальный отбор. В гребном слаломе много возрастных спортсменов и возраст высших достижений – это с 25 до 35 и даже 38 лет. Несмотря на то, что это высоко-координированный вид спорта, который требует гибкости и какой-то юношеской резкости, большое значение имеет опыт. На дистанции ошибаются все, начиная от участника занявшего последнее место до чемпиона мира, вопрос в том, кто допускает меньше ошибок, а это достигается многолетними тренировками. Поэтому в сборную и попадают более возрастные спортсмены, а молодым все-таки необходимо набирать опыт, но есть сверхталантливые спортсмены, которые способны и в юном возрасте показать уровень достойный национальной команды. Могу сказать, что в нашей сборной мы рады любому слаломисту.
- Вы сказали, что ошибаются все. На протяжении всего минувшего сезона Жан-Ив Шётан говорил, что одной из главных задач является устранение ошибок у наших спортсменов. Как вы думаете, ему удалось улучшить этот показатель?
- Конечно, раз улучшились результаты, то и ошибок стало меньше. В целом улучшение уровня спортсмена – это борьба с ошибками и во многом, это работа нашего главного тренера.
- В этом году в российском спорте оказался очень актуальный вопрос, связанный с допингом, много скандалов. Гребному слалому удается избежать проблем с применением запрещенных препаратов, как вы думаете, за счет чего и какие действия в целом предпринимает Федерация, чтобы также продолжать их избегать?
- Во многом это связано с тем, что в отличие от циклических видов спорта, в гребном слаломе очень сложно понять, какие можно принимать препараты, чтобы улучшить результат. Потому что у нас сложная координационный вид спорта, у нас не то, чтобы надо работать над улучшением мышечной массы. Хотя, бывают какие-то отдельные случаи, которые не носят целенаправленного характера, а происходят по незнанию спортсменов. Так, у нас одному спортсмену закапали капли в глаза от укуса осы, а в последствии выяснилось, что в них входит запрещенный препарат. И комиссии ВАДА, и всем нам было понятно, что это было сделано не специально, не преследовало плохих целей, все равно была минимальная дисквалификация на полгода. Конечно, мы стараемся избежать подобных инцидентов, пытаемся работать по просвещению людей, проводим на эту тему лекции и семинары, есть у нас в федерации и антидопинговая комиссия, которая занимается этим направлением. Но в целом, у нас ситуация достаточно спокойная.
- Какие основные задачи будут стоять перед Федерацией гребного слалома России на предстоящий сезон?
- Основная задача – это завоевать олимпийские лицензии на чемпионате мира, который пройдет в сентябре в Лондоне. Есть и промежуточные результаты – показать хорошие выступления на этапах Кубка мира, чемпионате Европы, на первенствах мира и Европы. Стоят задачи стимулировать и влиять на скорейшее, и, как можно более качественное строительство наших спортивных объектов, помогать развитию гребного слалома, в регионах, на максимально высоком уровне проводить российские соревнования, которые в 2015 году состоятся в Окуловке и в Республике Алтай. Нас ждет очень насыщенный многими событиями год, к тому же, вряд ли простой, поэтому хочу пожелать всем любителям гребного слалома успехов в достижение их целей в Новом, 2015, году. С Новым годом!